Архив

Защитники еды

Защитники еды
Слово «аппелласьон» давно выучили в определенных кругах населения в России благодаря вину. К тому, что оно же может применяться к сырам и ветчинам, мы тоже слегка привыкли. Но вот идея защищать по месту происхождения яблоки, инжир и даже картошку сложно укладывается в голове. Так уж ли это смешно и какой в этом может быть смысл?

От Рима до Мадрида

Защищать продукты по географическому происхождению люди пытаются давно. В Древнем Риме были салат с острова Кос (ныне ставший роменом - «римским»), сардинский мед, африканские фиги и другие продукты, про которые было известно, что в той или иной местности они вырастают вкуснее всего. Более того, уже тогда люди и пытались подделывать, и перенимали способы производства для того, чтобы получить на новом месте такой же продукт.
«Чтобы дома производить аттический мед, велел привезти из Афин пчел, - кстати и доморощенные пчелки станут лучше благодаря гречаночкам». (Петроний, «Сатирикон»)
После древних римлян Европе довольно долго было не до защиты продуктов, но во времена Возрождения Боккаччо и Макиавелли так же красочно, как в свое время Петроний, писали про оливки из Умбрии и вино из Кьянти. К XVIII веку идея закрепить границы винных регионов начала постепенно воплощаться в реальность: сначала в Португалии, потом во Франции, а потом и в других странах Европы. Продукты питания от вина, конечно, отставали, но все-таки про их защиту по происхождению впервые официально было заявлено почти одновременно с винами: в 1824 году во Франции был принят закон о том, что если производитель решил указать место происхождения своего товара, он должен делать это честно, в противном случае он будет оштрафован. Правда, указывать это место никого не обязывали. А в 1883-м в Париже на конвенции по охране промышленной собственности было объявлено, что «объектами охраны» должны являться не только товарные знаки или патенты на изобретения, но и «наименования места происхождения ... всех продуктов промышленного или природного происхождения, как, например: вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука». Эта «Парижская конвенция» действует в Европе до сих пор. Следующим этапом стало Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний о происхождении на товарах. Потом Европа снова отвлеклась - сначала на Первую Мировую войну, потом - на Вторую. Правда, французы ухитрились даже в Версальское мирное соглашение вписать 275-й статьей обязательство для немцев уважать и не подделывать французские защищенные по происхождению напитки и продукты. Хурма из Риберы-дель-Хукер

Сыры, оливки и правила для всех

Но и Парижская конвенция, и Мадридское соглашение подразумевали «продукты вообще» и в тонкости не вдавались. Первым «исключительно продуктовым» соглашением стала Стрезская конвенция, которая была заключена в итальянском городке Стреза и касалась только сыров. В ней впервые было подробно описано, как определяется место происхождения сыра и как регулируются географические наименования (то есть по месту производства). Стрезкую конвенцию и Международное соглашение по оливковому маслу (которое наводило порядок в этой обширной сфере), подытожил Лиссабонский акт о защите указаний места происхождения изделий и их международной регистрации. Он стал основой всего нынешнего европейского законодательства на эту тему. Но он подразумевает довольно жесткие ограничения, поэтому с 1958 года по сей день его подписали всего 25 стран (для сравнения - у Парижской конвенции сейчас 169 участников).
1883 — Парижская конвенция 1891 — Мадридское соглашение 1951 — Стрезская конвенция 1956 — Международное соглашение по оливковому маслу 1958 — Лиссабонский акт 1992 — Общеевропейское законодательство
Девонширские топленые сливки

Что такое «аппелласьон» по закону?

«Под указанием места происхождения понимается географическое название страны, района или местности, используемое для обозначения происходящего оттуда изделия, качество и свойства которого определяются исключительно или в существенной мере географической средой, включая сюда природные и этнографические факторы». Формулировка из Лиссабонского акта

Европейские скандалы

Окончательно правила о защите продуктов по месту происхождения и/или методу производства были приняты Евросоюзом лишь в 1992 году. Это связано с тем, что у каждой страны есть свои интересы, и все пытаются их отстаивать до последнего. Ярчайший пример - до сих пор не разрешенный спор между швейцарской деревушкой Шампань, где много веков производят вино, и членами Комитета аппелласьона французской Шампани, которые не желают видеть своё почтенное имя на этикетке любого другого вина. Франция с Испанией в 1970-х бурно сражались в суде по поводу нуги туррон. Пара французских фирм пыталась доказать, что они имеют право писать на своем продукте «туррон Аликанте» и «туррон Хихон», поскольку качество нуги не зависит от места производства. Испанцы, разумеется, свой туррон отсудили, но для этого им понадобилось дойти до Европейского суда. Франция с Германией до сих пор не договорились о судьбе немецких «бри» и «камамберов», а у Италии с Германией спорный момент - немецкая «камбозола», которую итальянцы считают имитацией горгонзолы. Одно из самых шумных разбирательств в 1990-е было связано с фетой. Греция зарегистрировала Feta PDO, но Дания, Германия и Франция доказали Европейскому суду, что «фета» - общее название продукта, а не географическое наименование, поэтому Греция не имеет права запрещать кому-либо его выпускать. В 1999 году Feta PDO был упразднен, но Греция обратилась к Научному комитету ЕС, и там, в результате опроса населения по всему ЕС, выяснили, что у «покупателей фета в целом ассоциируется с греческим происхождением». В 2002 году Feta PDO был зарегистрирован снова. Дания и Германия опять подали иск, а Европейский суд постановил, что регистрация имела основание, но поскольку она была проведена по «упрощенной» схеме, то ее действие должно будет закончиться в 2007 году. Теперь можно ожидать третьего витка истории, так как если судить по полкам супермаркетов, Дании и Германии по-прежнему нравится выпускать фету. В каждой стране есть и свои внутренние разногласия. Так, границы DOP сыра Пармиджано-Реджано перетряхивались много раз, поскольку в них регулярно не попадали территории, считающие, что уж они-то точно имеют право на традиционный пармезан. Та же история с прошутто-ди-Парма, свиней для которой теперь выращивают аж в 11 провинциях северо-востока Италии. А вот солить и вялить мясо можно только в окрестностях Пармы. Тем не менее, прошутто-ди-Парма - это PDO, а не PGI, как следовало бы ожидать. Яблоко категории PDO

Экономическое отступление

Не желая умалить достоинства таких почтенных продуктов, как прошутто-ди-Парма или бресские куры, стоит все-таки отметить, что корень всех проблем, как водится, экономический. Евросоюз объявил несколько лет назад, что продукты категорий PDO и PGI должны стать локомотивом сельского хозяйства Европы, и для этого он начинает большую просветительскую работу за ее пределами. Очевидно, что ничто другое паровозом аграрного сектора ЕС стать и не могло: по ценам с Азией и Южной Америкой сейчас конкурировать немыслимо (в отличие от США, в Европе гастарбайтеры из третьего мира не рвутся на грядки и виноградники), а добавленную стоимость надо чем-то оправдывать. Защита европейских продуктов за пределами Европы гарантируется двусторонними соглашениями между ЕС и другими странами. На сегодня соглашения заключены примерно с 20 странами, и вот-вот будет подписано окончательное соглашение с США (пока оно существует только для алкоголя). Американцы, правда, полагают, что в обмен на их лояльность к ним тоже должны проявить уважение и не трогать их собственные терруарные продукты, в частности сладкий видалийский лук, так хорошо известный за пределами Америки, что его почему-то иногда продают в Европе безо всякой официальной маркировки. У Европы тоже есть свои претензии, особенно к американским сыроварам. Но все это вряд ли помешает рано или поздно договориться. Другой вопрос - поможет ли это европейским продуктам на американском рынке?

3 европейских категории защищенных наименований продуктов:

pdoЗащищенное обозначение происхождения (Protected Designation of Origin, PDO). Собственно «продуктовые аппелласьоны», от пармезана до эстремадурского хамона, попадают именно в эту категорию. Чтобы получить такой знак, продукт должен быть целиком выращен и переработан в границах оговоренной территории, которая и обеспечивает его уникальные характеристики. То есть если мясо самой идеальной свиньи правильной породы вывезут вялить или солить (пусть даже на неделю) за пределы очерченной для конкретного хамона территории, то конечный продукт право на знак PDO теряет. pgiЗащищенное географическое указание (Protected Geographical Indication, PGI). Тот самый вывезенный на неделю за пределы аппелласьона хамон может получить знак PGI. Эта категория предусматривает, что продукт обладает некими свойствами, связанными с его происхождением. То есть либо вырастить продукт, либо переработать его надо на определенной территории, но его пребывание «на родине» может быть временным, а не постоянным, как у категории PDO. tsgГарантия традиционности (Traditional Speciality Guaranteed, TSG). По идее эта категория должна быть самой многочисленной, поскольку в нее можно включать любой традиционный продукт. Неважно, где он произведен, главное, чтобы при его производстве были соблюдены все традиционные правила. Но почему-то даже итальянцы, маркирующие все, вплоть до помидоров и баклажан, статус TSG присвоили лишь двум продуктам: моццарелле (обычной, не из Кампании) и неаполитанской пицце (которая должна быть приготовлена из правильных продуктов, по правильному рецепту и в нужной модели печи, но совсем необязательно в Неаполе). А наиболее активно ее используют бельгийцы для своих ламбиков - их варят по всей стране, и пять основных защищены знаком TSG. С 1 мая 2009 года все продукты PDO, PGI и TSG должны нести свою официальную маркировку и/или логотип на «главной» этикетке. Так же с 1 мая меняется логотип для категории PDO — картинка остается та же, но теперь будет выкрашена в красный и золотой цвета. Предыдущую версию логотипа (желто-синюю) можно будет использовать до 1 мая 2010 года.

Самые странные контролируемые по происхождению продукты Европы

• Австрийцы тщательно защищают дивно крупный серый мак из Вальдфиртеля (Waldviertler Graumohn) и штирийское тыквенное масло (Steirisches Kubiskernol). • Кипр добился официального статуса для своего лукума из Героскипа (???????? ??????????). До уровня PDO его поднять не удалось, но PGI отвоевали. • Бельгийцы полагают, что в Брабанте получается лучший в стране столовый виноград, который достоин аппелласьона Vlaams - Brabantse Tafeldruif. • Чехи, кроме очевидного хмеля, добились статуса PDO для похорелицких карпов, богемских ромашек (их сушат и пьют как лекарство), тмина, вшестарского лука и даже квашеной капусты из Носовице. • Германия добилась статуса PDO для 24 (!) типов минеральной воды. Кроме того, здесь есть хрен класса PGI (в Бауэре). • Испанцы убедили ЕС в том, что список защищенных по происхождению продуктов будет неполон без: фундука из Реуса, хурмы из Риберы-дель-Хукер, галисийских мидий и баклажанов из Альмагро. • Финляндия добилась официального статуса PDO для лапландской картошки (Lapin Puikula). • В Англии есть PDO на корнуолльские топленые сливки и PGI - на сливки из Девона. • В Люксембурге всего два защищенных продукта: мед и розовое масло. • Португалия заботится не только о продуктах с основной территории: свои аппелласьоны имеют аннона с Мадейры и ананас и маракуйя с Азорских островов. • Франция тоже обзавелась парой картофельных аппелласьонов (на острове Ре и в Лимузене), а кроме того официально защищает: грушевый сидр из Домфрона, севенский лук (Oignon doux des Cevennes), сливки из Изиньи (Creme d'Isigny), эфирное лавандовое масло из Прованса. И поскольку Франция всегда должна быть впереди планеты всей по части аппелласьонов, то именно здесь появился первый (и пока единственный в мире) аппелласьон пищи не для людей. Сено из Кро (Foin de Crau) - это корм для лошадей. Категории AOP. Круче, как нам кажется, ничего в Европе нет.

Маркировки для PDO в разных странах Европы

Страна Обозначение Австрия g.U. (geschutzte Ursprungsbezeichnung) Бельгия AOP (Appellation d'Origine Protegee) Дания BOB (Beskyttet oprindelsesbetegnelse) Германия g.U. (geschutzte Ursprungsbezeichnung) Греция ??? (??????????µ??? ???µ???? ??????????) Финляндия SAN (Suojattu alkuperanimitys) Франция AOP (Appellation d'Origine Protegee) Ирландия PDO (Protected Designation of Origin) Италия DOP (Denominazione d'Origine Protetta) Люксембург AOP (Appellation d'Origine Protegee) Голландия BOB (Beschermde Oorsprongsbenaming) Португалия DOP (Denominacao de Origem Protegida) Польша CNP (Chroniona Nazwa Pochodzenia) Великобритания PDO (Protected Designation of Origin) Испания DOP (Denominacion de Origen Protegida) Швеция SUB (Skyddad ursprungsbeteckning) Венгрия OEM (Oltalom alatt allo eredetmegjeloles)

Карта аппелласьонов Италии

Карта апеласьонов Италии

- автор SWN -



                          

- ВЫШЛО ИЗ ПЕЧАТИ -

cover.jpg

- ВИНО НЕДЕЛИ -

Barolo, Aldo Conterno, 2005

ПОДРОБНЕЕ

НОВОСТИ