My default image
Лена Крутова: «Вино учит нас разбираться в себе»
ГлавнаяЛюдиИнтервьюЛена Крутова: «Вино учит нас разбираться в себе»

Лена Крутова: «Вино учит нас разбираться в себе»

В Москве прошел первый чемпионат по слепой дегустации Luding Blind Tasting Championship. В групповом зачете первое место заняла команда «Вакхадемия» с Леной Крутовой во главе. Редактор SWN Яков Лысенко пообщался с Леной и расспросил о секретах победы, интересе к Новому Свету и любви к рислингу, а также о том, как вино учит доверять себе.

Лена Крутова родилась во Владимире, и если большинство сверстников сели на электричку в один конец до столицы, она родные края никогда не покидала и покидать не планирует. Уже 4,5 года ее жизнь – вино. Но на два города: Москва подпитывает знаниями, которыми она счастлива делиться в родном городе.

Дом

Что для вас Владимир? Какие картинки возникают, когда думаете о нем?

Спокойствие. Для меня этот город – исток русской культуры. У нас есть Дмитриевский собор – памятник белокаменного зодчества, его в XII веке построил Всеволод Большое Гнездо. Храм очень красивый, снаружи есть много барельефов, на которых запечатлены разные библейские события, – это большая энциклопедия. Внутри есть две сохранившиеся с XII века фрески. Одна написана византийскими художниками, вторая – русскими. Они сильно отличаются в том, как изображены люди, как написаны лики. Ты смотришь на них и понимаешь что-то про русскую душу.

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Великое Владимирское княжество – ядро современного российского государства. Считай, вы в центре Вселенной!

По сути да. Владимир застрял в своей великой истории XII, XIII, начала XIV века. Он маленький, компактный, но при этом сохранил в себе частичку чего-то русского, к чему лежит моя душа.

А до вина вы чем занимались?

Управлением одной небольшой фирмой, и в определенный момент поняла, что работа превратилась в рутину – все на автомате, ты не развиваешься. Для меня же всегда было важно не скучать на работе. В итоге я накопила денег на два года жизни, чтобы спокойно подумать, чем бы я хотела заниматься. Тогда мне было около 30 – я решила, что это хорошее время, чтобы начать что-то с нуля. 

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Сначала хотела стать поваром… На первый взгляд казалось, что это такая творческая история – каждый день создаешь новые блюда! Потом же поняла, что на деле можно всю жизнь делать условные заготовки, нарезать салаты. Отбросила эту идею.

Но я все равно хотела делать что-то руками, потому что в тот момент я устала от офисной работы и мне хотелось, чтобы было сразу видно результат. И я подумала, что было бы круто сделать свое вино. У многих есть мечта – выйти на пенсию и делать свое вино. А я подумала: а почему бы не начать прямо сейчас? Я даже написала нескольким винодельням: «Возьмите меня хоть кем-нибудь». Только потом я узнала, что на российских винодельнях очень маленький штат, у всех работников есть высшее образование, и я там не особо нужна.

Пока я ждала ответа, подумала, что можно зайти с другой стороны и сначала изучить тему со позиции продаж. Что меня восхищает в вине: сколько бы ты ни копал, никогда не разберешься в теме до конца. Это безграничное пространство.

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой


То есть без каких-либо знаний об индустрии вы хотели сразу взяться за дело?

Я интересовалась вином достаточно давно, пила его с удовольствием. Много путешествовала и всегда знала, где и что мы будем пить. Но это был любительский, поверхностный интерес. Затем я устроилась работать кавистом в гипермаркет «Глобус» во Владимире, где работаю до сих пор, и прошла небольшой внутренний курс обучения. А потом записалась на большой курс по итальянским автохтонам от команды Vinitaly.

Где-то в то же время я впервые побывала на дегустации немецких рислингов у Василия Раскова в Доме на набережной – это было мероприятие от Института немецкого вина, моя первая большая дегустация. Там я познакомилась с Татьяной Бём, она вскользь упомянула, что в немецком посольстве планируется большая дегустация. Я потом написала ей и напросилась на мероприятие. Там была викторина – ответь на 20 вопросов про немецкое виноделие и получи суперприз. Я была единственной, кто ответил на все вопросы правильно, – так я попала на курс к Васе, посвященный виноделию Германии. И после этого я пошла в «Энотрию». Вот и все мое винное образование.

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Елена Крутова и Василий Расков. Фото: © из личного архива Елены Крутовой

К тому моменту вы вином занимались меньше года. Когда успели так вникнуть в немецкий вопрос?

Я что-то читала, но это были скорее развлекательные материалы. Но вообще, да. Я быстро учусь!

За 4,5 года как оцениваете свой дегустационный опыт?

Около 2-3 тыс. вин в год. В прошлом году было 2,5 тыс. вин. В этом году надеюсь выйти на 3,5 тыс.

Люди читают и думают: откуда она берет столько вин?

У Луиса Гутьерреса, отвечающего за Испанию в команде Роберта Паркера, есть очень крутая фраза: «Я бы никогда не стал общаться с человеком, который не покупает себе вино». Я довольно много денег трачу на вино: это вкусно, это дарит классные эмоции. Я обожаю делиться винами с друзьями. На курсах от итальянцев и Васи мы дегустировали вслепую – я делала много ошибок и понимала, что мне нужно набраться опыта. Потому что вслепую ты гораздо больше можешь понять о вине, чем по этикетке.

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Когда я вернулась во Владимир, то организовала здесь клуб по слепой дегустации – он уже три года существует, мы с ребятами много пробуем. Плюс опыт можно развивать на профессиональных дегустациях, а также встречах с винными экспертами. Я не слишком распыляюсь, но периодически хожу, плачу за это деньги. Я считаю, что ты должен платить за свое образование. Так и набираются вина потихоньку.

Три винных эксперта, к которым стоит заглянуть на дегустацию.

Влада Лесниченко, Влад Волков и Роман Сосновский.

У вас есть две недели отпуска и доступ к лучшим хозяйствам: в какой регион бы отправились в первую очередь? Почему?

Я бы изменила Германии и отправилась в ЮАР.

Не в Бургундию?!

Да! У меня двоякое отношение к этому региону. На мой взгляд, многие вина переоценены. Ожидания высоки, и от того сильно разочарование. У Васи был курс по Бургундии, мы много крутых образцов попробовали. И я расстроилась, у меня были гораздо более высокие ожидания.

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Фото: © из личного архива Елены Крутовой

И при этом это довольно тонкие вина, которые можно отправить в ту же Францию, – если мы говорим про ронские сорта, про шенен блан. Это электрические, крутейшие вина. Мне бы очень хотелось исследовать эту страну глубже. Грущу, что в России не так много классных вин представлено, что-то приходится из Европы заказывать. ЮАР меня очень сильно вдохновляет. Если называть конкретный регион – это будет Свортленд.

Что мне нравится в ЮАР – там достаточно долгие традиции виноделия. И это действительно один из самых старосветских стилей в Новом Свете. Ты получаешь громадное удовольствие за адекватные деньги.

Снаружи

Давайте о конкурсе. Какую бутылку открыли после победы?

Пошли пить пиво и сидр! От вина уже было не очень хорошо. В тот день решили, что пропустим. У нас даже осталась бутылка шампани, подаренная организаторами. Но ничего – 8 апреля делаем большую закрытую вечеринку, чтобы отпраздновать.

Фото: © Luding

Фото: © Luding

Василий Расков вас готовил онлайн. Как вообще это происходило?

Мы собрали команду, потом попросили Васю нас тренировать. Он с удовольствием согласился – копался в прайсах импортеров, пытался понять логику организаторов, отобрать для нас бутылки и выстроить стратегию дегустации. Я вела дневник наблюдений за всеми членами команды, оценивала их сильные и слабые стороны. 10 недель, 10 тренировок – мы собирались вдевятером, пробовали по 12 вин, это занимало 3,5 часа минимум.

Сначала мы все вместе дегустировали, затем каждый самостоятельно работал с вином и высказывался, мы обсуждали все позиции и выносили итоговое решение. После каждой тренировки мы около двух часов все обсуждали с Васей, суммировали, чтобы понимать, куда двигаться дальше.

Как конкурс проходил, в двух словах?

Нас пятеро – четыре игрока и капитан. Нужно угадать сорт, страну, аппелласьон, год и производителя. Должно быть одно решение на всю команду – мы пробуем все вместе и приходим к одному единственному варианту. Максимум можно набрать 26 баллов.

Так производителей же сотни, тысячи. А если поставят вино не из портфелей импортеров?

Мы опирались на то, что есть в портфелях шести виноторговых компаний-партнеров. Дело в том, что участников было много, 45 команд по 5 человек. Мы сразу понимали, что вина должно быть достаточно много на остатках, оно не должно быть слишком дорогим, иначе это будет накладно для спонсора. В итоге мы угадали четыре производителя из 12.

Фото: © Luding

Фото: © Luding

Вы упомянули, что отмечали недочеты членов команды в заметках? Что это были за недочеты?

В первую очередь мы обращали внимание на то, как игрок ведет себя на протяжении всей игры. Сильный ли у него старт, финиш или же стабильная середина? Это же довольно напряженные 120 минут – два часа тебе нужно постоянно думать и анализировать. Не у всех есть столько сил, чтобы все это время держаться на одном уровне. Было тяжело на начальном этапе – за первую тренировку я так вымоталась, что весь следующий день пролежала дома.

Есть люди, которые исходят из логики, есть те, кто исходит из интуиции, а есть такие, кто опирается на предыдущий опыт. Умение слушать других людей – это то, над чем мы особенно упорно работали. Мы понимали, что попробовать все за 10 недель невозможно. Наша задача – сформировать сильную команду, где все будут внимательны друг к другу, работать сплоченно, выцеплять самое важное. Мы попробовали 120 вин – это немного, мы не думали, что этого будет достаточно. Но командную работу мы отточили, что и помогло нам.

На что в первую очередь надо обращать внимание при слепой оценке вина?

Часто первое впечатление оказывается самым верным. Но в то же время, и финал это подтвердил, полезно отставлять вина, чтобы вернуться к ним позже. Они открываются неспешно, им нужно время. Так мы совершенно точно раскрутили три вина.

Для меня в первую очередь важна не ароматика, а цвет – особенно в красных винах. Например, обязательно надо обращать внимание на фиолетовый цвет: он довольно редко встречается и сразу сужает выбор до 15 сортов.

После оценки аромата и вкуса можно вынести корректное решение. Еще отмечу, что рот гораздо четче говорит о вине, чем нос. Ароматы могут быть сильно похожи, особенно если была выдержка в дубе, а вот рот никогда не обманывает. Влада Лесниченко, рассказывая о международном чемпионате, делилась опытом: в первую очередь они пробовали вино, а уже потом оценивали аромат.

Мы перед каждой из 10 тренировок всегда пробовали одно и то же вино. Полезный лайфхак – позволяет понять, насколько рецепторы настроены, оценить форму участников.

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Фото: © из личного архива Елены Крутовой

Внутри

Какие запахи у вас ассоциируются с Владимиром?

Свежая, кислая, почти ничем не пахнущая вишня. Пыльная дорога – вот когда летом выходишь на луг, есть проселочная дорога. Она пахнет пылью, луговыми цветами, травами. И это июльский день, полдень, на улице максимально жарко – невозможно смотреть на все это, закрываешь глаза. Пыль, цветы, травы – все вместе смешивается. Это почти аромат рислинга, для меня это очень владимирский аромат. И еще аромат хлеба. У нас есть хлебокомбинат, и когда приезжаешь в город, тут всегда пахнет свежей выпечкой.

Вы при любой возможности признаетесь в любви к рислингу. Почему?

Это мой самый любимый сорт. Есть несколько причин. Я никогда не пью рислинг в одиночку. Это сорт, который учит делиться. Вина из него настолько прекрасны, что тебе хочется о них рассказать. Когда ты выпил, а другие нет – это грустно. Хочется всех друзей пригласить, разделить радость.

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Это сорт, который точно выражает место, где он растет. В моей дегустационной практике случалось, когда ты пробуешь вина с виноградников, расположенных друг напротив друга, одного и того же винтажа, производителя, метода винификации – но они совершенное разные! Это поражает.

Плюс рислинг может очень бодро выглядеть в возрасте. Пробуешь 50-летние образцы и удивляешься. Жучок, застывший в янтаре. Жгучая и крутая кислотность сквозь года, красота кристаллизуется, и это прекрасно.

Две бутылки дома, припасенные на особый случай. Рислинги?

У меня есть мечта собрать коллекцию рислингов, которую потом можно будет с кем-то выпить. Уже есть парочка, которая укладывается в определенную концепцию. Вообще, я очень люблю историю. Мне нравится, как она вписывается в вино. Насколько вино – продукт человечества, и как оно менялось по мере эволюции человека. Мне нравятся вина из средней части Пфальца, где расположены великие отдельные виноградники. У меня дома есть старые винтажи Kirchenstück.

Но вообще, я убеждена, что вино не нужно хранить. Им нужно наслаждаться здесь и сейчас. Кто знает, что произойдет завтра или послезавтра? Можно выпить вино с друзьями сегодня, разделить эту эмоцию и получить удовольствие.

У меня, конечно, есть 30-40 вин, которые я храню, так как понимаю, что с возрастом они станут только лучше. Но в целом мой подход – покупать готовые вина и долго с ними не церемониться.

Вино – дело на всю жизнь?

Пока я совершенно не устала. Работаю с вином 4,5 года, и каждый день – удивительная история. Это совершенно нескучно, это ново, это дарит эмоцию и вдохновляет двигаться дальше. Могу представить, что буду делать через 20 лет. Не знаю, так ли все сложится, но уверена, что любовь к вину не исчезнет. Она всегда дает возможность чуть-чуть пройти вперед. Для меня вино – это важнейший продукт человеческой культуры, вплетенный во всю историю, литературу, политику, который невозможно исключить.

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Вы говорили, что слепая дегустация учит самому важному: доверять себе и прислушиваться к внутреннему голосу. Раскроете мысль?

Доверие к себе – это важная история, которую я не считаю врожденной особенностью. Я привыкла сомневаться все время – права ли я на самом деле или нет? Если отбросить этикетку, устроить слепую дегустацию, то вино учит слушать себя. Пробовал ли ты уже это вино? Что оно тебе напоминает? Часто, когда мы впервые пробуем вино вслепую, ответ приходит интуитивно. А мы эту первую мысль отодвигаем, начинаем накручивать, усложнять. Доверие к себе говорит нам, что надо отбросить все сомнения и прислушаться к внутреннему голосу. Вино учит нас разбираться в себе. Потому что, если ты доверяешь себе на этом уровне, так же поступишь и в других ситуациях.

Вино учит понимать, что тебе нравится и почему. И это всегда очень субъективная история. Удивительно, но мне приятно, что некоторым не нравятся вина, которые я советую: человек через вино учится выявлять свои желания и твердо заявлять о них.

Какие ваши любимые цветы?

Мне нравится альстромерия, ее цветы чем-то похожи на маленькие лилии, но их очень много. Они могут долго стоять и радовать своей красотой. Еще обожаю цветы шиповника – нежные, простые. Но вообще, я, если честно, больше люблю деревья. Они же такие классные, особенно в каком-нибудь ноябре или ранней весной, когда на них совершенно нет листьев. В таких лесах сразу понятно, что нашей фантазии есть куда расти.

Очень люблю хвойные. На острове Ольхон на Байкале есть реликтовый лес – деревья необъятные, и вот эта кора, которая идет волнами... Ольха – она чем-то похожа на березу, но ее цвета мягче, нет четких переходов между белым и черным, такая серовато-сизая, с очень красивыми узорами от сучков. 

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Какое искусство вам нравится?

Очень люблю живопись, но не разбираюсь в ней. Мне нравится, что есть такая сфера жизни, в которой я не разбираюсь. И мне это не надо, для меня важно приходить на выставку и чувственно воспринимать полотна. Когда ты знаешь, это один уровень удовольствия. Но когда ты не знаешь, ты чище в эмоциональном плане все воспринимаешь. Я очень люблю русскую живопись начала XX века – мне нравится творчество Натальи Гончаровой, примитивизм, русские народные коды, нечто футуристическое. И круто, что она работала и со смежными институтами – создавала гениальные театральные костюмы и декорации. Также мне очень нравится Федор Шехтель – его мимолетные, прекрасные работы в стиле модерн. Чистая красота.

Московский модерн – чистый эклектизм, объединение массы стилей. В вине тоже всегда ищете многослойность и сложность?

Да, я люблю сложные, развивающиеся вина. Но, если честно, с большим удовольствием пью и простые вина. Я не сноб в этом вопросе, меня никогда не смутит низкая стоимость вина, я скорее дам вину шанс. Ибо это всегда может оказаться любопытным открытием.

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Фото: © Из личного архива Елены Крутовой

Фото на обложке: © Luding.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email